|
||||
| ||||
Новости
| ||||
Человечество стремительно уходит в Интернет, все больше сфер нашей жизни перемещается в виртуальную область. Не стала исключением и торговля. Привычная просьба «сходи в магазин» в последнее время не требует долгих сборов и может быть выполнена не выходя из дома — путем посещения сайта в Интернете. Для того чтобы посещение такого магазина не обернулось для вас неприятностями, необходимо знать ряд основных правил дистанционной торговли.
|
Согласно букве законаВ настоящее время в Гражданском кодексе РФ существует понятие «дистанционный способ продажи товара». Оно означает заключение договора купли-продажи товара на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо с образцами товара при заключении такого договора[1]. Как видим, ГК РФ дает лишь общие положения о том, как должна регламентироваться дистанционная торговля. Для более подробной правовой регламентации в 2004 году в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» была введена статья 26.1 «Дистанционный способ продажи товаров», а в 2007 году вступили в силу Правила продажи товаров дистанционным способом[2]. Чего не купишь в ИнтернетеПрежде чем начать разбираться в тонкостях Интернет-торговли и правоотношениях, возникающих в связи с использованием такого способа реализации товаров, необходимо установить, какие товары могут реализовываться дистанционным способом, в том числе через Интернет.
Вообще, перечень этих товаров и оказываемых в связи с такой продажей услуг определяется продавцом[3]. Вместе с тем не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена[4]. Относится это и к табачной продукции, поскольку ее продажу регулирует Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении Что касается видов объектов, изъятых из оборота, то есть нахождение в гражданском обороте которых не допускается, то они устанавливаются законом[6]. В частности, на территории РФ запрещен оборот:
Кроме того, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие или желающие осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, обязаны соблюдать нормы, закрепленные в абзаце 2 пункта 4 Правил продажи отдельных видов товаров[7]. Они гласят, что вне стационарных мест торговли запрещена продажа:
К слову, реализация БАД (биологически активных добавок к пище) через Интернет тоже запрещена[8]. Вместе с тем существует масса организаций, реализующих лекарственные средства, продукты питания или экземпляры аудиовизуальных произведений посредством сети Интернет. Здесь необходимо отметить еще один нормативный акт - Указ Президента РФ № 179 от 22.02.1992 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, реализация которых запрещена». При разрешении вопроса о правомерности дистанционной торговли, например, пищевыми продуктами суды зачастую руководствуются именно этим Указом, полагая, что если пищевая продукция не входит в данный перечень, то ее можно продавать и дистанционным способом[9].
С продажей лекарственных средств все сложнее, поскольку их свободная реализация вне мест стационарной торговли, как уже сказано выше, запрещена. Здесь следует отметить, что и официальной позиции того же Минздравсоцразвития России по данному вопросу нет. Внимание на сайтНа что нужно обратить внимание потребителю при посещении сайтов тех или иных продавцов? Итак, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию[10]:
Информация о продавце, товаре, способах доставки и оплаты должна доводиться до покупателя в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, на фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или иными способами, обеспечивающими полное соблюдение указанных требований[11]. Приступаем к покупкамПри Интернет-торговле продавец и покупатель взаимодействуют следующим образом. Предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора[12]. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании. Если покупатель хочет приобрести товар в интернет-магазине, он сообщает продавцу о своем намерении. Это сообщение оформляется, как правило, в виде электронного письма или онлайн-заявки непосредственно на сайте продавца. Оно должно обязательно содержать:
Товар оплачивается способами, указанными продавцом, а именно: наличными курьеру; почтовым переводом; безналичным расчетом; с использованием электронных платежных систем. Способы доставки товара, как уже упоминалось выше, также определяются самим продавцом. В момент доставки продавец обязан довести до сведения покупателя в письменной форме следующую информацию (для импортных товаров — на русском языке)[13]:
Важно! Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи — в течение 7 дней[14]. Продавец при этом не вправе отказывать покупателю в удовлетворении его требования принять товар обратно, даже если это технически сложный товар, поскольку нормы статьи 26.1 Закона № 2300-1 являются специальными и не содержат исключений относительно технически сложных товаров[15]. Если что-то пошло не так
А что делать покупателю в случае, если товар был передан с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары или упаковки? Если продан товар ненадлежащего качества, что не было оговорено продавцом, покупатель вправе по своему выбору потребовать:
Кроме того, покупатель может вообще отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченную за товар сумму. Тогда по требованию продавца и за* его счет покупатель Важно! Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель имеет право предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором. Сами виноватыОсновные ошибки потребителя при заключении сделок через интернет-магазины таковы.
Надеемся, что статья поможет вам при посещении интернет-магазина чувствовать себя уверенно и избежать неприятностей. Удачных покупок! Виталий Бородкин, старший юрист Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ» [1] п. 2 ст. 497 ГК РФ [2] утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 [3] п. 4 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 [4] п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом [5] письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 [6] п. 2 ст. 129 ГК РФ [7] утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 [8] п. 7.4.1. СанПин 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утв. Главным государственным санитарным врачом 17.04.2003; постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2009 № А56-36639/2008 [9] постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2009 № Ф09-8131/08-С1 [10] п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом [11] п. 3 письма Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32 [12] п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом [13] п. 9 Правил продажи товаров дистанционным способом [14] п. 4 ст. 26.1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом [15] определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.09.2010 № 33-12659/2010 [16] п. 27 Правил продажи товаров дистанционным способом [17] п. 29 Правил продажи товаров дистанционным способом |
|
Прочитавших: 3284 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Екатерина Медовщикова стала партнёром адвокатского бюро «Бартолиус» [724] С праздником Великой Победы! [387] Кадровые изменения в компании Tax Compliance [277] Вадим Бородкин и Азат Ахметов назначены партнёрами Orchards с 1 мая 2025 года. [258] Сергей Пепеляев награжден медалью Анатолия Кони – высшей наградой Минюста России [249] |
|