|
Так как такое Закрытое акционерное общество (ЗАО) - это зарегистрированное на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями российского законодательства юридическое лицо. Его личным законом является российское законодательство, особенности его правового статуса могут быть раскрыты в разрезе специфики правоспособности такого ЗАО в отличие от режима, установленного общими правилами.
Специальное законодательное регулирование в отношении подобных организаций содержится лишь в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", которым вводится категория «статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями» (далее N 160-ФЗ). Указанная категория, однако, применяется исключительно в рамках указанного ФЗ, ряде развивающих положения ФЗ подзаконных НПА и не применяется в каких-либо других законах РФ и не имеет определенного описанного содержания.
При этом N 160-ФЗ (см. п. 6 ст. 4) устанавливает, что «6. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом». Такие гарантии и льготы прописаны в N 160-ФЗ большей частью применительно именно к фигуре иностранного инвестора, и существенных преференций для самой организации с иностранным капиталом (ОИК) не подразумевают.
Больший интерес представляют положения N 160-ФЗ о возможности «изъятий ограничительного характера» для иностранных инвесторов (см. п. 2. ст.4), которые отражаются/могут отражаться и на правовом статусе ОИК. Эти изъятия «…могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.». По смыслу закона (см. п.1, п.2. ст. 4) любые такие ограничения должны, в первую очередь, трактоваться через призму режима благоприятствования (национального режима) для иностранных инвесторов на территории РФ. Следует отметить в этой связи, что общие нормы ГК РФ (п.2 ст.1) воспроизводят аналогичные правила по возможности ограничения прав, в том числе российских граждан и юридических лиц («…Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»).
Такие изъятия также могут быть установлены многосторонними международными соглашениями и международными соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений по соглашению двух договаривающихся государств, при условии ратификации РФ и введении в действие федеральным законом РФ о соответствующей ратификации. Здесь, в призме «нашей» ситуации, следует упомянуть о Соглашении между Правительством Республики Кипр и Правительством Российской Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 11.04.1997, которое до сих пор не вступило в действие в связи с отклонением ФЗ о его ратификации. Содержание этого Соглашения во многом воспроизводит положения, аналогичные положениям утвержденного впоследствии Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 N 456 Типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которое посвящено в основным гарантиям инвестора.
Федеральное законодательство «изъятия ограничительного характера» большей частью связывает с невозможностью/определенными ограничениями вложений инвесторов в определенные сферы деятельности (инвестиций) в России. Мы и инвестор в рамках обычной деятельности «нашей» компании в такие сферах деятельности участниками не выступаем, соответственно к нам эти положения, даже опосредовано, не применимы.
В отношении самой ОИК при проработке федерального законодательства на предмет «полных» ограничений и невозможности участия в целом в правоотношениях в рамках нашего обычного хозяйственного оборота примеров запрета не обнаружила. В целом существующие специальные изъятия прописаны в ограниченном количестве федеральных законов и зависят от объема участия в уставном капитале иностранной компании (инвестора) (см., например, ст. 3 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О государственном регулировании развития авиации").
Однако, в связи осуществлением «нашей» ОИК лицензируемой деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с разработкой, производством, распространением, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, она подпадает под специальное регулирование Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее -N 57-ФЗ). В текущей ситуации нужно обратить внимание на нормы Положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" в редакции от 31.03.2010, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 в развитие положений ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1"О государственной тайне" о порядке допуска …организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а именно на включение этим Постановлением в подпункте ж) п. 5 Положения дополнительного требования по оформлению заявления для выдачи (в т.ч. продления) лицензии: «ж) сведения о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия, а также сведения о наличии в уставном (складочном) капитале предприятия доли (долей) иностранных физических или юридических лиц - при подаче заявления о предоставлении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;».
| |