|
В Письме разъяснялось, что у организации, которая в 2011 году выплачивает акционеру дивиденды за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, при отсутствии чистой прибыли за 2010 год, не имеется оснований для применения к таким доходам нулевой ставки по налогу на прибыль, установленной пп.1 п.3 статьи 284 НК РФ.
Минфин посчитал, что дивиденды (п. 3 статьи 284 НК РФ), выплачиваемые после 01.01.2011 года из нераспределенной прибыли, полученной за период до 2010 года, должны облагаться налогом на прибыль по ставке 20 процентов. Такой вывод был сделан в связи с тем, что статьей 5 Федерального закона от 27.12.2009 года № 368-ФЗ (далее – «Закон 368-ФЗ») были внесены изменения в Налоговый кодекс; в частности, предусматривалось, что положения пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса применяются с 01.01. 2011 года только по отношению к дивидендам, начисленным по результатам деятельности организации за 2010 год и последующие периоды.
ВАС РФ пришел к выводу, что разъяснения, приведенные в Письме, не соответствуют законодательству. Он указал, что содержащееся в статье 5 Закона 368-ФЗ условие направлено на разрешение вопроса о действии во времени внесенных Законом 368-ФЗ изменений и не содержит дополнительного ограничения, отсутствующего в пункте 3 статьи 284 Налогового кодекса, в виде запрета на применение налоговой ставки 0 процентов в случае выплаты дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. ВАС РФ разъяснил, что по своей экономической природе чистая прибыль и нераспределенная прибыль тождественны, что исключает применение к ним различного режима налогообложения. , Отдельно указано, что толкование, допущенное Минфином в Письме, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога в отношении распределения прибыли, полученной до 2010 года. Соответственно, указанное толкование противоречит положениям пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса и пункта 2 статьи 5 Закона 368-ФЗ. Руководствуясь вышеизложенным, ВАС РФ признал Письмо недействующим в полном объеме.
Ранее в своей практике ВАС РФ уже обращался к вопросу о нормативном характере писем Минфина. Так, в своем решении от 06.03.2007 года № 15182/06 он указывал, что в случае, когда разъяснения Минфина направляются налоговым органам для использования в работе и для информирования налогоплательщиков, они должны быть квалифицированы в качестве нормативного правового предписания, изданного компетентным федеральным органом исполнительной власти: ведь такие разъяснения (1) не исключают возможности многократного применения содержащихся в них предписаний, (2) порождают правовые последствия для неопределенного круга лиц, и (3) могут быть использованы в работе налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.
Однако же, сам Минфин остался на позиции, что такие письма (которые адресованы ФНС, а не конкретным заявителям) все же не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм (см. письмо Минфина РФ от 07.08.2007 года № 03-02-07/2-138).
Следует, тем не менее, отметить, что чуть позже Федеральная налоговая служба дала прямое указание своим территориальным Управлениям по субъектам Российской Федерации в своей практической деятельности руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками (см. Письмо ФНС России от 14.09.2007 года № ШС 6 18/716@ “О порядке применения разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах”).
Руководствуясь указанными позициями, сформировавшимися с 2007 года в практике ВАС РФ, с одной стороны, и в практике налоговых органов, с другой стороны, в рассматриваемом случае Решение отдельно подчеркивает, что толкование, допущенное Минфином в Письме, приводит к формированию новых правил налогообложения в отношении дивидендов и изменяет порядок исчисления налога. Таким образом, Письмо отвечает признакам нормативного правового акта – с отсылкой на критерии, предложенные ранее самим же Минфином: оно устанавливает и изменяет правовые нормы (см. письмо Минфина РФ от 07.08.2007 года № 03-02-07/2-138).
В своем Решении ВАС РФ продолжает последовательно руководствоваться подходом к оценке нормативного характера писем Минфина, исходя из приоритета их содержания над формальными признаками. Следует, однако же, отметить в этой связи, что и Минфин со своей стороны, несмотря на складывающуюся негативную судебную практику, остается при мнении, что любые его письма не отвечают признакам нормативного акта.
| |