Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Новости


 

«Антиоффшорный» законопроект

 

 27.02.2013
 Комментарии  



 

Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий сужение сферы действия банковской тайны, усиление контроля над финансовыми операциями, обязательность раскрытия бенефициаров юридических лиц, ужесточение ответственности участников и руководителей юридического лица в случае банкротства последнего, а также ряд иных мер охранительного и карательного содержания


Общество с ограниченной ответственностью "Егоров, Кряжевских и партнеры"
www.ekiplaw.ru
 

      

22 февраля 2013 г. Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", внесенный Правительством.

 

Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров, комментирую указанное событие, указал на своевременность и необходимость предложенных законопроектом мер, указав при этом на излишнюю жесткость предлагаемых изменений Налогового кодекса и недопустимость «налогового террора», от которого, по его словам, страна ушла с 2005 года. Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в заключении за подписью председателя комитета Павла Крашенинникова не согласился с рядом предложений законопроекта, касающихся усиления уголовной ответственности, но комитет, тем не менее, рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

 

Основные изменения, предлагаемые к внесению в нормы действующего законодательства в целях усиления финансового контроля, кратко описаны ниже.

 

1.     Оперативно-розыскным органам предлагается предоставить право с санкции суда получать справки о счетах и вкладах граждан и юридических лиц и движении средств по ним.

 

2.     В закон о банках предлагается включить обязанность кредитных организаций сообщать налоговым органам об открытии и закрытии любых счетов, вкладов (в том числе на имя физических лиц), предоставлении гражданам прав на использование корпоративных карт.

 

3.     В ст. 174 и 174.1 УК РФ (ответственность за легализацию преступных доходов) в 10 раз до 600 тыс. руб. предлагается снизить  «крупный размер» операции, влекущий повышенную ответственность. Предложено понятие «особо крупного размера», равного 6 млн. руб., с еще более высоким размером санкции.

 

4.     В ст. 193 УК РФ предлагается установить уголовную ответственность за незачисление на счета в российских или (если это допускается) в зарубежных банках выручки резидента в сумме св. 6 млн. руб. за проданные нерезидентам товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (РИД), а также за невозврат уплаченных авансов. Указанная норма позволяет привлечь к ответственности в т.ч. физических лиц, получивших на неавторизованные российскими налоговыми органами зарубежные счета вознаграждения по разного рода внешнеторговым контрактам.

 

5.     Предполагается возвратить уголовную ответственность за контрабанду, предметом которой являются наличные деньги, чеки, векселя и иные «денежные инструменты» в размере св. 6000 долл. США. При меньшем размере вывозимой валюты наступает административная ответственность.

 

6.     В Налоговом кодексе предложено установить обязанность организация получать корреспонденцию по адресу места нахождения. В случае неполучения корреспонденции налоговый орган приостанавливает операции по счетам налогоплательщика.

 

7.     Налоговым органам предлагается предоставить право пересчитывать налоги без учета результата сделок, заключенных в целях занижения сумм налогов  с лицами, не имеющими персонала, основных средств, производственных активов, транспорта или иных ресурсов для экономической деятельности. Цена сделки при этом пересчитывается в соответствии с методами, установленными НК РФ для целей контроля над ценами. Представляется, что в случае принятия указанной нормы налоговые органы не будут утруждать себя доказыванием противоправной цели сделки, а ограничатся установлением  формальных поводов для отказа в вычете по НДС или принятии к учету расходов по налогу на прибыль в случае наличия в цепочке посредника, не имеющего основных средств, складов и т.п.

 

8.     Предполагается возложить на налогоплательщиков обязанность при проведении камеральных проверок отчитываться о причинах возникновения убытка.

 

9.     Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, предлагается дополнить существенным числом норм, усиливающих контроль над финансовыми потоками граждан и организаций. В частности, предлагается ввести понятие «бенефициарный владелец» - физическое лицо, которое прямо или косвенно контролирует организацию. Банки при открытии счетов и далее ежегодно обязаны предпринимать «обоснованные и доступные» меры для идентификации бенефициарных владельцев клиента. Банк может потребовать от клиента раскрыть банку своих бенефициарных владельцев с предоставлением соответствующих корпоративных документов.

 

Характерно, что параллельно в закон предлагается внести изменения, позволяющие, при определенном толковании, блокировать требования об идентификации бенефициара: так, непредоставление информации, необходимой для идентификации клиента, выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиента исключается из оснований для отказа в открытии банковского счета. Банк вправе лишь: (1) отказать в обслуживании клиента (что повлечет расторжение договора банковского счета) при выявлении недостоверности в представленной информации или (2) отказать в открытии «нового» счета (вероятно, после закрытия «старого», или законопроект имеет в виду также дополнительные «новые» счета) в случае неоднократного отказа клиентом в предоставлении информации в т.ч. о бенефициарах. Т.е. отказ в предоставлении информации о бенефициаре при открытии первого счета клиента в банке не влечет отказ в открытии счета.

 

В настоящее время закон предусматривает также возможность для отказа банком в совершении конкретной операции по счету в случае непредставления информации, предусмотренной пп. 4 п. 1 ст. 7 закона. Сейчас предусматривается лишь необходимость идентификации клиента и его представителя, и расширение этого перечня за счет бенефициаров клиента законопроектом не предусматривается. Следствием такого несистемного регулирования станет повышение давления на законопослушные банки (как известно, склонные к перестраховке и расширительному толкованию требований закона) и их клиентов, однако, для банков и клиентов, нацеленных на обход закона, требование о раскрытии бенефициаров останется формальным. Остается только гадать, является ли такой подход следствием недостатков юридической техники, или это целенаправленная политика, позволяющая предоставлять преференции или «закручивать гайки» по усмотрению чиновников и банкиров.

 

10.  В закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, предполагается включить нормы, существенно расширяющие сферу обязательного контроля в т.ч. за счет следующих операций на сумму св. 600 тыс. руб.: (1) платежи в адрес организации, существующей менее 3 месяцев, (2) лизинговые платежи, (3) платежи по поручению третьих лиц, (4) приобретение акций (долей) оффшорных организаций. Банки должны сообщать о таких операциях в Росфинмониторинг. Усиливается контроль в отношении операций страхования, перестрахования, в т.ч. в отношении физ. лиц. Сохраняется контроль за любыми платежами в оффшорную зону и из нее.

 

11.  В закон о несостоятельности (банкротстве) предлагается внести ряд изменений, усиливающих субсидиарную ответственность участников и руководителей несостоятельного юридического лица. Вводится презумпция того, что банкротство юридического лица является следствием действий (бездействия) контролирующего участника или руководителя должника, и они должны нести субсидиарную ответственность по долгам контролируемого юридического лица, если этому лицу причинен вред сделкой, заключенной или одобренной руководителем / участником, если искажены данные бухгалтерского учета. Предлагаемые формулировки позволяют привлекать к ответственности руководителя должника практически в любой ситуации, используя в качестве повода любую убыточную сделку. При этом размер ответственности по общему правилу не ограничивается размером убытка по сделке, а равен совокупной задолженности юридического лица, в части, превышающей конкурсную массу (имущество должника). Лишь в случае, когда доказана явная несоразмерность убытка по сделке и долгов банкрота, арбитражный суд сможет снизить размер ответственности руководителя (участника). Руководитель должника может быть освобожден от ответственности, только если докажет, что действовал разумно и осмотрительно в интересах должника.

 

12.  В КоАП предлагается внести ответственность юридического лица за неподписание предыдущим и новым руководителем юридического лица акта приема-передачи печати и документов бухгалтерского учета при изменении единоличного исполнительного органа. То есть юридическое лицо будет нести ответственность в случае уклонения прежнего руководителя от передачи документов и печати.

 

13.  Административный штраф за вывоз незадекларированной валюты  предлагается увеличить до трехкратного размера незадекларированной суммы (за вычетом разрешенной суммы). Эта санкция касается случаев вывоза суммы не более 6000 долл. США, так как при большем размере предполагается уголовная ответственность.

 

Полагаем, что предлагаемые изменения ударят, прежде всего, по законопослушным представителям бизнеса, в частности, дадут массу новых рычагов рейдерам и приведут к значительному усилению административного давления.

 

Закон предполагается ввести в действие со дня опубликования.

 

С учетом комментариев руководителей думских комитетов прогнозируется, что в законопроект будут внесены многочисленные изменения при его рассмотрении во втором чтении, при сохранении общей репрессивной направленности.

 

 


 

Прочитавших: 6264

Последние новости, пресс-релизы:

 

Ermolina & Partners: новая глава  [362]


Сергей Водолагин включён в список арбитров DIAC  [685]


«Пепеляев Групп» объявляет о новых назначениях в компании  [474]