Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

  Новости


 

Формирование антикартельной правоприменительной практики

 

Подпункт 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – «Закон о защите конкуренции») содержит запрет соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Такие соглашения могут быть заключены как в письменной, так и в устной форме. Тем не менее, до недавнего времени в судебной практике не было единых критериев, позволяющих в той или иной ситуации установить наличие картельного соглашения (принимая во внимание, что в данном случае речь может идти только об устной договоренности между отдельными хозяйствующими субъектами).

02.04.2013Lidings, www.lidings.com
      

Однако же, некая «точка кипения» была достигнута после проведения Минздравсоцразвития РФ в 2008 г. аукциона № 081010/001550/45, в рамках которого сразу несколько участников явно продемонстрировали согласованное поведение, что привело к фиксации максимально возможной цены по большинству лотов. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) возбудила в отношении таких участников административное дело, причем не по своей инициативе, а в порядке выполнения поручения Генеральной прокуратуры РФ. После достаточно длительного расследования ФАС России в 2011 году несколькими своими решениями признала виновными и привлекла к административной ответственности все компании, против которых было возбуждено дело. Данные решения ФАС России были обжалованы в судах трех инстанций, и в итоге Федеральный арбитражный суд Московского округа издал два постановления (от 17 октября 2012 г. по делу № А40-106906/2011 и от 28 января 2013 г. по делу № А40-28351/2012), которые можно считать знаковыми, в первую очередь, по той причине, что в них закреплены четкие критерии для квалификации картельного сговора. Другой аспект знаковости этих решений, пожалуй, в том, что под прицелом ФАС России в таком показательном «картельном» деле оказались именно фармацевтические компании.

В своих постановлениях Федеральный арбитражный суд Московского округа выделил следующие обстоятельства, которые входят в предмет доказывания наличия картельного соглашения:

  • достижение субъектами-конкурентами договоренности (в устной форме);
  • совершение хозяйствующими субъектами обусловленных договоренностью действий;
  • данные действия должны быть направлены на достижение одной цели – поддержание цены на торгах;
  • последствием картельного соглашения является получение экономической выгоды хозяйствующими субъектами.

При этом суд особое внимание уделяет оценке фактического поведения участника торгов, оценивая, в том числе, его приготовления к торгам, наличие на момент проведения торгов фактической возможности выполнить все обязательства по выигранному лоту, а также действия, совершенные участником-победителем по лоту и другими участниками вскоре после завершения аукциона.

Для целей установления нарушения требований Закона о защите конкуренции суд оперирует понятием «добросовестное поведение» участника аукциона. Недобросовестность поведения должна быть доказана антимонопольным органом путем предоставления доказательств, демонстрирующих:

  • итог аукциона (цена лота максимальна или приближена к максимальной);
  • невероятность итога аукциона вне картельного сговора участников (т.е. результат аукциона невозможен без полной информированности участников о поведении и намерении друг друга к поддержанию цены);
  • нетипичное поведение участника аукциона, т.е. такое, которое не обусловлено объективными экономическими факторами (с точки зрения обычного участника, который, подав заявку на участие, понеся затраты по участию в аукционе, должен быть заинтересован в участии и в победе).

Следует особо отметить решительность ФАС России расширять сотрудничество с силовыми ведомствами в работе по выявлению картельных сговоров. Так, в частности, ведомство в феврале 2013 г. предложило внести соответствующие изменения в закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а руководитель ФАС России И.Артемьев заявил 28 февраля 2013 г. на расширенном заседании коллегии о перспективах уголовного преследования за нарушение запрета картельных сговоров.

 


 

Прочитавших: 5568

Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:

 

Новости

ГК ЛИГАЛ объявляет о назначении Екатерины Калининой старшим партнером и руководителем практики «Защита состоятельных лиц и частного капитала»  [697]

Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах  [483]

Юристы «Пепеляев Групп» отстояли в арбитражных судах конституционное право на получение информации у государственных органов  [483]

Команда АБ ЕПАМ завершила сопровождение пилотной сделки по секьюритизации потребительских кредитов в интересах Газпромбанка  [471]

Состоялась 4-я конференция Fin Hype Law 2025, посвященная правовому регулированию финансового рынка  [414]