На сайте Минэкономразвития России размещен разработанный Госстроем проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – Проект). Данным документом предложено ограничить количество административных процедур в сфере строительства. Если Проект станет законом, он вступит в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования.
Сейчас отдельные административные процедуры устанавливаются как на федеральном, так и на региональном или местном уровнях (см., например, Распоряжение Главгосстройнадзора МО от 30.01.2007 N 01 "О порядке взаимодействия Главгосстройнадзора Московской области с участниками строительного процесса и оформления результатов проверок соответствия выполненных работ требованиям технической регламентации и проектной документации"). Кроме того, в отдельных случаях такие процедуры устанавливаются организациями коммунального комплекса, электросетевыми и газоснабжающими компаниями (например, процедуры предоставления технических условий, технологического присоединения объектов капитального строительства). Таким образом, порядок взаимодействия застройщика с уполномоченными органами и организациями не одинаков в различных регионах и местностях.
Отметим, что в судебной практике есть немногочисленные примеры оспаривания муниципальных нормативных актов, которыми предусмотрены административные процедуры в сфере строительства, нарушающие права и законные интересы лиц (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.11.2012 по делу N А32-278/2012).
Разработчики Проекта предлагают ограничить количество административных процедур и унифицировать их содержание. Под административной процедурой в Проекте понимается необходимый и обязательный способ взаимодействия застройщика с уполномоченными органами или организациями в целях совершения юридически значимых действий, в том числе связанных с представлением застройщиком документов и внесением платы.
В соответствии с Проектом Правительство РФ (или по его поручению Минрегион России) должно будет утвердить исчерпывающий перечень (перечни) административных процедур, являющихся необходимыми и обязательными при архитектурно-строительном проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Такой перечень может быть утвержден, в частности, в отношении отдельных видов объектов капитального строительства или отдельных видов застройки. Планируется, что региональным или муниципальным органам, а также организациям по общему правилу запретят устанавливать дополнительные процедуры, не включенные в указанный перечень. Дополнительные административные процедуры перечисленные субъекты смогут устанавливать только по предварительному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, закрепленном Правительством РФ. Такие дополнительные процедуры должны будут соответствовать Градостроительному кодексу РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.
За требование провести административную процедуру, отсутствующую в перечне и не согласованную в установленном порядке, авторы Проекта предлагают взимать административный штраф, размер которого для юрлиц может составить от 500 тыс. до одного млн руб.
С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте (http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depregulatinginfluence/doc20130524_06) Минэкономразвития России.
|