| |
Отметим, что нормы ст. ст. 29 и 191 АПК РФ о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании нормативных актов неоднократно претерпевали изменения. Так, до 1 ноября 2010 г. указанная норма ст. 29 АПК РФ была изложена в редакции, которая аналогична установленной Законом N 126-ФЗ. Согласно этой редакции обжалование нормативных актов в арбитражном суде допускалось только в случаях, если рассмотрение данных дел отнесено законом к его компетенции. С 1 ноября 2010 г. до 31 декабря 2012 г. вопрос подведомственности регулировался иначе: арбитражные суды рассматривали дела об оспаривании нормативных актов в определенных сферах , а также об оспаривании нормативных актов в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Начиная с 31 декабря 2012 г. и до вступления в силу Закона N 126-ФЗ в арбитражном суде можно было обжаловать любые нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Законодатель не ставил подведомственность данной категории дел арбитражному суду в зависимость от прямого указания федерального закона. Так, на практике встречались случаи обжалования в арбитражных судах нормативных актов Минздравсоцразвития России, Госстроя и др. (см., например, Решения ВАС РФ от 31.05.2013 N ВАС-3196/13, от 27.03.2013 N ВАС-1059/13).
После вступления в силу Закона N 126-ФЗ в арбитражном суде по-прежнему могут быть обжалованы, в частности, нормативные акты налоговых органов (п. 2 ст. 138 НК РФ), решения органов местного самоуправления в сфере экономической деятельности (ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), акты, нарушающие требования антимонопольного законодательства (пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ с учетом разъяснений, данных в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Отметим, что Президиум ВАС РФ до 1 ноября 2010 г. неоднократно давал разъяснения по спорным вопросам подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании нормативных актов. Так, в п. 1 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что если при решении вопроса о принятии заявления о признании нормативного правового акта недействующим судья установит, что в применяемом федеральном законе арбитражный суд не назван в качестве суда, компетентного рассматривать такое заявление, данное заявление может быть возвращено. В п. 19 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмечается, что, если арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным установит, что указанный правовой акт является нормативным, производство по делу должно быть прекращено, если оспаривание такого акта в арбитражном суде не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что законодатель вернулся к существовавшему до 1 ноября 2010 г. регулированию вопроса подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании нормативных актов, указанные разъяснения снова актуальны и, вероятно, должны учитываться как заявителями, так и судами.
Федеральный закон от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
| |