Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Новости


 

Лица, обеспечивающие размещение информации в Интернете, не будут отвечать за действия пользователей сети, если своевременно устранят доступ к информации, нарушающей исключительные права

 

 19.06.2013
 Комментарии  



 

Госдума приняла в первом чтении законопроект (далее – Законопроект), разработчики которого предлагают существенно изменить правила защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в случае нарушения указанных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности в Интернете. Планируется определить условия ответственности информационного посредника, установить порядок ограничения доступа к информации в Интернете, в том числе в качестве обеспечения иска по делам о нарушении исключительных прав, подробно урегулировать сроки совершения действий по такому ограничению.


Компания "КонсультантПлюс"
www.consultant.ru
 

      

Предлагается внести изменения в четыре федеральных закона: четвертую часть Гражданского кодекса РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон  от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Предлагается установить, кто является информационным посредником в Интернете и в каких случаях он освобождается от ответственности за нарушение авторских прав

Авторы Законопроекта предлагают ввести в гражданское законодательство понятие информационного посредника. Так названо лицо, которое предоставляет возможность размещения материала или осуществляет его передачу в информационной сети. Исходя из приведенного определения, к информационным посредникам можно будет отнести интернет-провайдеров, владельцев социальных или файлообменных сетей и других лиц, предоставляющих схожие услуги.

Законопроектом предусмотрены обстоятельства, при наличии которых информационный посредник не будет нести ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационной сети.

Информационный посредник, обеспечивший передачу сведений, освобождается от ответственности при совокупности следующих условий:

- он не знал и не должен был знать о том, что лицо, передавшее материал, сделало это с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- он не был инициатором такой передачи, не определял получателя материала и не изменял передаваемые сведения (за исключением технических изменений, необходимых для осуществления передачи).

Для информационного посредника, обеспечившего размещение информации, предусмотрены иные условия. Согласно Законопроекту он не несет ответственности, если одновременно:

- не знал и не должен был знать  о том, что лицо, разместившее материал, сделало это с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- своевременно после письменного обращения правообладателя принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

В Законопроекте указано, что к информационному посреднику, не несущему ответственность за нарушение интеллектуальных прав, могут быть предъявлены требования о защите интеллектуальных прав (п. 1 ст. 1250, п. 1 ст. 1251, п. 1 ст. 1252 ГК РФ). Обратим внимание, что в п. 1 ст. 1252 ГК РФ среди прочих способов защиты исключительных прав указана возможность предъявить требование о возмещении убытков к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. Статья 1301 ГК РФ дает возможность правообладателю в случае нарушения исключительных прав на произведение вместо возмещения убытков потребовать выплаты установленной законом компенсации.

Как следует из текста Законопроекта, правообладатель не сможет обратиться к интеллектуальному посреднику с требованием о выплате компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ. Однако можно сделать вывод, что у него сохранится право предъявить к этому лицу требование о возмещении убытков. Кроме того, ему необходимо будет доказать наличие ущерба, причиненного таким посредником, а также размер убытков.

В настоящее время в законодательстве понятие "информационный посредник" отсутствует, однако в судебной практике уже возникал вопрос о привлечении к ответственности лиц, которые предоставляют возможность распространять в сети данные, в том числе и без согласия правообладателя. Некоторые дела о нарушении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в результате размещения информации на сайте без согласия правообладателя были предметом исследования Президиума ВАС РФ. В постановлениях по этим делам Президиум ВАС РФ сформулировал ряд условий привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, обеспечивающих размещение такой информации, но не влияющих на ее содержание.

В Постановлении от 23.12.2008 N 10962/08 Президиум ВАС РФ указал, что хостинг-провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию, если не он инициирует ее передачу, выбирает получателя информации, влияет на целостность передаваемой информации. Кроме того, Президиум ВАС РФ отметил необходимость учитывать поведение провайдера после обращения правообладателя с заявлением о нарушении исключительных прав.

В Постановлении от 01.11.2011 N 6672/11 Президиум ВАС РФ конкретизировал обстоятельства, которые должны исследоваться арбитражным судом для выяснения вопроса об ответственности хостинг-провайдера. В частности, необходимо установить, получал ли провайдер прибыль от деятельности, связанной с использованием исключительных прав других субъектов, предусмотрены ли ограничения объема размещаемой информации, ее доступности для неопределенного круга пользователей.

Таким образом, основания для освобождения информационного посредника от ответственности за нарушение интеллектуальных прав, предлагаемые авторами Законопроекта, в настоящее время фактически применяются арбитражными судами.

Еще до подачи искового заявления можно будет ограничить доступ к информации в Интернете

Авторы Законопроекта предлагают детально регламентировать процедуру ограничения доступа к информации в информационно-телекоммуникационных сетях, если ее размещение в свободном доступе нарушает чьи-либо интеллектуальные права.

В Гражданский процессуальный кодекс РФ предлагается ввести норму о предварительных обеспечительных мерах по делам о защите интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, включая Интернет. Суд сможет по заявлению правообладателя обязать ответчика и других лиц совершить определенные действия в целях прекращения нарушения упомянутых прав.

Отметим, что в отличие от всех остальных обеспечительных мер, перечисленных в гл. 13 ГПК РФ, предварительные обеспечительные меры суд вправе принимать даже при отсутствии поданного искового заявления. Но в определении о применении таких мер суд обязан будет установить срок для подачи искового заявления. На основании указанного определения заявитель вправе получить исполнительный лист.

Полномочиями на принятие предварительных обеспечительных мер наделяется только Московский городской суд. Если такие меры приняты, заявитель сможет обратиться с исковым заявлением о защите своих интеллектуальных прав только в этот суд.

В Законопроекте не указано, какой суд рассматривает исковое заявление в остальных случаях. Вероятно, это должен быть либо арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции в соответствии с действующими правилами подведомственности и подсудности спора.

Правила ограничения доступа к информации в информационно-телекоммуникационных сетях разработчики законопроекта предлагают закрепить в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Для ограничения доступа к информации правообладателю следует обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию без его разрешения, на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Ограничивать доступ к информации должен провайдер хостинга (иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-коммуникационной сети) после получения уведомления от Роскомнадзора. Если провайдер не исполнит указанную обязанность, то Роскомнадзор обращается к оператору связи с требованием об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, нарушающая интеллектуальные права.

 

В настоящее время идет подготовка Законопроекта ко второму чтению.

Проект федерального закона N292521-6"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях"

 

Ознакомиться с текстом законопроекта к первому чтению можно на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=292521-6).

 

 

 


 

Прочитавших: 5168

Последние новости, пресс-релизы:

 

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев вошел в состав рабочей группы «Разрешение споров» Ассоциации стратегических инициатив.   [304]


«Городисский и партнеры» усиливает практику по разрешению споров  [253]