|
||||
| ||||
Новости
| ||||
ГЧП в России: что происходит на самом деле? Есть ли будущее у данного закона в нашей стране?
|
ГЧП, как политико-правовое явление до сих пор остается одной из излюбленных тем для обсуждения. Радует то обстоятельство, что какие-то движения «от слов к делу» все- таки понемногу начинают набирать обороты. Механизмы государственно-частного партнерства уже не становятся чем-то страшным и неинтересным для представителей органов государственной власти. Во многих субъектах РФ уже приняты или находятся на стадии обсуждения региональные законы о ГЧП, которые хотя и носят чисто декларативный характер, но, тем не менее, говорят о желании представителей власти вести диалог с бизнесом. Некоторые региональные законы, такие как например, региональный закон ГЧП в Санкт-Петербурге, наоборот, уже давно и успешно функционируют и приносит ощутимые результаты в виде крупных инфраструктурных проектов ГЧП (Орловский тоннель, Западный скоростной диаметр, аэропорт Пулкового и т.д.). Однако, я если честно не совсем уверен, работал бы этот закон так здорово, если бы его приняли не в Санкт-Петербурге, а где-нибудь в Костроме например…. Кроме того, не раз проводив анализ таких законопроектов, мы убеждались в том, что, не смотря на все наши предложения по оптимизации положений данных законопроектов ничего, по сути, так и не было изменено. К сожалению, пока Россия не может похвастаться тем, что ГЧП твёрдо стоит на ногах – слишком много недоделок в теоретической части и ошибок на практике. Так, например, мы можем говорить о низком уровне квалификации и компетентности участников проектов, который выражается в отсутствии квалифицированных кадров, занимающихся вопросами ГЧП и неготовности бизнеса заключать долгосрочные отношения с властью из-за боязни быстрой смены решений о работе с партнерами. По-мимо этого, чиновник в России пока еще обладает большим числом полномочий и не готов к партнерскому взаимодействию с бизнесом. Не стоить забывать и о распространенности бюрократического мышления, в рамках которого чиновники стараются максимизировать свои полномочия и минимизировать собственную ответственность. Для того, чтобы ГЧП стабильно и активно развивалось и дальше, требуются усилия от всех участников процесса: государству следует совершенствовать законодательство, а бизнесу – повышать свою квалификацию и быть смелее в своих желаниях и возможностях. Именно бизнес может стать локомотивом, который "потащит за собой государство", потому что более организован и мотивирован будущей прибылью. Государство изначально менее мобильная, неповоротливая система. Да и мотивация у чиновников всегда ниже, чем у бизнесменов. Проблема нашей страны в том, что мы слишком много говорим и мало что делаем. Судите сами, сколько лет нам понадобилось для того, чтобы «раскачать» ГЧП и кто знает, сколько еще понадобится для того, чтобы проекты ГЧП стали нормальным, а не сверхъестественным явлением. О том же федеральном законе о ГЧП пять-шесть лет (!) велись дискуссии и обсуждения, а что по факту? Да, на сегодняшний день готов-таки этот законопроект, но до сих пор еще не принят и снова обсуждения, правки, комментарии…Единственный инструмент, который более-менее работает - это ОЭЗ, которые не смотря на свой спорный эффект все-таки приносят какой-то результат и бизнесу и государству. В подтверждении своих слов хотелось бы процитировать слова советника по инфраструктуре и ГЧП Нидерландов Яна ван Шонхофена, интервью с которым было опубликовано в одном журнале. Относительно вопроса корреспондента о перспективах ГЧП в России от ответил: «Хватит говорить о ГЧП и принимать закон за законом. Нужно вести последовательную политику, инвестировать в людей и начать реализовывать проекты открытым и прозрачным способом. При таком подходе через пять-шесть лет ГЧП станет обычной практикой в России с выстроенной законодательной системой и успешно реализуемыми проектами. Это будет нелегкий путь. Многие слабые места начнут быть видимыми только в процессе. В Голландии этот путь был пройден. Этого же я желаю России». Радует то обстоятельство, что у России есть уникальная возможность перенимать опыт развитых стран в реализации того или иного проекта в отличие от западных коллег, которые реализовывали свои проекты под свой страх и риск. Именно это позволит нашей стране пройти путь внедрения механизмов ГЧП гораздо быстрее и с наименьшими потерями, догнав и перегнав своих зарубежных соседей. Безусловно, есть еще резервы для дальнейшего расширения и совершенствования механизмов ГЧП. Хочется надеяться, что в дальнейшем все эти формы будут активно использоваться в инвестиционных проектах и послужат на пользу, как государству, так и отечественному бизнесу. Отрадно, что в последнее время наблюдается тенденция внедрения механизмов ГЧП в социальную сферу - образование, здравоохранение, культура. Развитие этого инструмента в таких важных для жизни общества сферах говорит о больших перспективах этого политико-правового явления, так как именно этот этап развития ГЧП является показателем успешного присутствия его в нашей стране.
Партнер юридической компании Tenzor Consulting Group Роман Джапаридзе Публикация в бюллетене «Аналитическое агентство «RWAY», март 2013 |
|
Прочитавших: 6930 Топ-5 самых читаемых Новостей за последние 30 дней:
Новости Яна Маламуд стала партнёром Адвокатского бюро «Бартолиус» [660] Legal Run 2025: стартовала онлайн-регистрация на забеги в первых 5 городах [449] |
|