| |
(Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 16929/12)
Суды трех инстанций удовлетворили требования плательщика взносов. Они руководствовались следующим. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные органы обязательного медицинского страхования" (далее – Закон N 212-ФЗ) органы ПФР и ФСС РФ имеют право предоставлять отсрочку погашения задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Таким образом, плательщик взносов вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки и доказывать необходимость удовлетворения этого ходатайства. Согласно указанной норме случаи и порядок предоставления отсрочки или рассрочки устанавливаются федеральным законом. На сегодняшний день соответствующий акт не принят. Однако суды пришли к выводу, что данное обстоятельство не может быть признано препятствием в реализации плательщиком взносов права, гарантированного законом. Таким образом, фонд был обязан рассмотреть заявление организации и оценить те причины, в силу которых она не может погасить в срок задолженность по уплате страховых взносов.
Суды также отметили следующее. В соответствии с ч. 6 ст. 13 АПК РФ, в случае когда спорные правоотношения прямо не урегулированы федеральным законом, иным нормативным правовым актом, соглашением сторон или обычаями делового оборота, к таким правоотношениям применяется аналогия закона или аналогия права, если это не противоречит их существу. В связи с этим суды сослались на нормы гл. 9 Налогового кодекса РФ, устанавливающие основания и правила изменения сроков уплаты налогов и сборов.
Рассмотрев дело в порядке надзора, Президиум ВАС РФ отменил принятые судебные акты. Он указал, что суды не учли следующее. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты страховых взносов могут быть предусмотрены только федеральным законом. Значит, права органов исполнительной власти и ПФР в данной сфере ограничены. Поскольку федеральное законодательство до сих пор не содержит норм, регулирующих соответствующий механизм, у фонда отсутствуют основания для предоставления плательщикам взносов отсрочки (рассрочки).
Кроме того, Президиум ВАС РФ указал на неправомерность признания отказа ПФР бездействием. Исходя из смысла гл. 24 АПК РФ бездействием признается неисполнение органом, осуществляющим публичные полномочия, обязанности, которая на него возложена правовыми и иными актами, определяющими его компетенцию. В спорной ситуации фонд рассмотрел заявление организации о предоставлении отсрочки уплаты страховых взносов и в письменном виде ответил отказом. Таким образом, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что факт бездействия отделения ПФР отсутствует, а значит, нет основания для его признания незаконным.
Тенденция вопроса
Следует отметить, что ранее суды признавали право плательщика взносов на получение отсрочки (рассрочки), несмотря на отсутствие нормативно-правового регулирования (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 20.11.2012 N А40-37497/12-99-192 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.09.2012 N А74-844/2012 , ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2012 N А21-8311/2011 , ФАС Центрального округа от 02.12.2011 N А68-1982/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 22.12.2011 N А46-4289/2011 и от 12.12.2011 N А46-1483/2011 ).
| |