Lawfirm.ru - на главную страницу

Каталог

Новости

Комментарии

Рейтинги

  Новости


 

С 14 сентября может измениться порядок применения книжек МДП при транзитных перевозках по территории России

 

 16.09.2013
 Комментарии  



 

ФТС России намерена изменить порядок применения книжек МДП при транзитных перевозках через территорию России, применив к таким перевозкам общие меры обеспечения в соответствии с п. 1 ст. 217 ТК ТС. Для международных перевозчиков это означает, что при таможенном транзите по процедуре МДП одной только книжки МДП будет недостаточно. Им придется обеспечивать перевозку денежными средствами, банковской гарантией, поручительством или залогом имущества, что повлечет дополнительные расходы и транспортные издержки, связанные с простоем грузов. Кроме того, введение новых условий использования книжек МДП не вполне соответствует международным соглашениям, в которых участвует Россия.


Компания "КонсультантПлюс"
www.consultant.ru
 

      

Принцип действия книжек МДП

Эти книжки применяются в государствах – участниках Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева 14.11.1975) (далее – Конвенция). Такой страной среди многих является и Россия (СССР присоединился к Конвенции в 1982 г.). Процедура МДП позволяет перевозить транзитные грузы без уплаты ввозных или вывозных пошлин, а также без внесения депозита в промежуточных таможнях. Гарантом указанных перевозок в каждой стране является национальное объединение международных перевозчиков, в России – АСМАП. В случае, например, недоставки товаров либо каких-то других нарушений в ходе перевозки по процедуре МДП АСМАП гарантирует уплату всех необходимых платежей в таможенные органы. Это касается перевозчиков как национальных, так и иностранных. АСМАП выдает книжки МДП за плату при соблюдении ряда стандартных требований и при этом проверяет и контролирует своих перевозчиков.

На практике перевозка с применением книжек МДП выглядит следующим образом. В таможне отправления на основании заявленных перевозчиком в книжке МДП сведений выполняются все необходимые процедуры и операции (досмотр груза, оформление и т.д.), на транспортное средство накладываются таможенные пломбы, о чем в книжке делается отметка. У перевозчика остается книжка с заполненным таможней корешком отрывного листа, а сам лист забирает таможня. После соблюдения этих формальностей начинается перевозка. Чаще всего в пограничных таможнях на пути следования груза транспортное средство осматривается лишь на предмет целостности таможенных пломб, без досмотров, таможенные органы забирают отрывные листы книжки, а корешки от них оставляют перевозчику. У всех участников перевозки сохраняются доказательства выполнения процедуры МДП, а груз следует без лишних простоев и препятствий.

 

С 14 сентября упрощения, которые предоставляет процедура МДП, могут перестать применяться на территории России

Летом 2013 г. ФТС России на своем сайте разместила информацию , согласно которой с 14 августа 2013 г. помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии применения общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных п. 1 ст. 217 ТК ТС. По сути, все упрощения транзитных перевозок, которые предоставляет процедура МДП, сводятся к нулю.

Свою позицию ФТС России объяснила тем, что АСМАП не исполняет обязательств по оплате таможенных платежей по требованиям таможенных органов, а это наносит ущерб федеральному бюджету. При этом приводятся цифры задолженности и статистические данные .  

28 августа 2013 г. ФТС России направила уведомление о том, что ее договорные отношения с АСМАП, продлившиеся более девяти лет, с 1 декабря 2013 г. будут прекращены.

Такое положение дел привлекло внимание бизнес-сообщества не только российского, но и других стран. По просьбе Консультативного совета по иностранным инвестициям, Ассоциации европейского бизнеса, делегации Правительства Европейского союза в РФ введение данной меры было отложено до 14 сентября 2013 г. В настоящее время нельзя достоверно утверждать, что указанная дата окончательна, поскольку обсуждения ситуации продолжаются. Сейчас создана рабочая группа по ее урегулированию, в которую вошли представители АСМАП, ФТС России и эксперты Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).

 

Соотношение новых правил и обязательств, предусмотренных Конвенцией

Изменение одной из сторон правил применения книжек МДП в таком порядке не допускается Конвенцией и не соответствует ее положениям. Согласно ст. 4 Конвенции грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются в том числе от внесения депозита ввозных таможенных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. А одним из предлагаемых ФТС России способов, которыми по ТК ТС может обеспечиваться уплата таможенных платежей, как раз являются денежные средства (денежный залог), предоставляемые в таможенные органы, что прямо противоречит указанной статье Конвенции.

Статья 48 Конвенции позволяет сторонам устанавливать особые правила в отношении перевозок по их территории, но они не должны ограничивать предоставленные Конвенцией льготы. Этому положению предложенный ФТС России порядок применения книжек МДП также не соответствует.

Конвенция содержит различные правовые механизмы решения проблем, связанных с несогласием какой-либо из стран с ее положениями. Самый радикальный способ – денонсация Конвенции, для чего необходимо направить генсекретарю ООН официальное извещение. Кроме того, предусмотрена процедура внесения поправок в Конвенцию, инициатором которой может являться любая из ее стран-участниц. Наконец, любая сторона Конвенции может предложить созвать конференцию с целью пересмотра Конвенции.

 


 

Прочитавших: 3605

Последние новости, пресс-релизы:

 

Управляющий партнер «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев вошел в состав рабочей группы «Разрешение споров» Ассоциации стратегических инициатив.   [304]


«Городисский и партнеры» усиливает практику по разрешению споров  [253]