Проект Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках"
Сейчас законодательно урегулированы прямые смешанные перевозки грузов только с участием железнодорожного и внутреннего водного транспорта. Соответствующие нормы предусмотрены в гл. 5 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – УЖТ РФ) и гл. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ). Если Проект будет принят, то данные нормы утратят силу. Правила перевозок в прямом смешанном сообщении без использования железнодорожного или внутреннего водного транспорта (например, перевозки воздушным и автомобильным транспортом) законодательно не установлены.
Независимая антикоррупционная экспертиза Проекта на сайте www.regulation.gov.ru продлится до 17 октября 2013 г. Если Проект будет принят, то его положения вступят в силу по истечении 180 дней со дня официального опубликования.
Причиненный при перевозке ущерб будет возмещать перевозчик, выдающий груз или багаж в пункте назначения
Если при исполнении договора прямой смешанной перевозки грузоотправителю, грузополучателю или пассажиру будет причинен ущерб, то согласно Проекту его должен будет возместить тот перевозчик, в обязанности которого входит выдача груза или багажа в пункте назначения. Из этого правила планируется сделать ряд исключений. Так, за неподачу в срок транспортного средства ответственность будет нести перевозчик, в обязанности которого входит прием груза к перевозке. За задержку отправления или опоздание транспортного средства - перевозчик, виновный в таком опоздании или задержке.
Меры ответственности также содержатся в Проекте. Например, за несоблюдение сроков доставки груза или багажа перевозчик, выдающий груз в пункте назначения, должен будет уплатить получателю пени в размере 3 процентов провозной платы за каждые сутки просрочки. Максимальный размер пеней ограничен 30 процентами. Кроме того, указанный перевозчик должен будет возместить причиненный просрочкой реальный ущерб.
Перевозчик, возместивший убытки, сможет предъявить регрессные требования к другим виновным транспортным организациям, участвующим в прямом смешанном сообщении. Размер требований будет зависеть от вины каждой из таких организаций.
Сейчас вопрос об ответственности перевозчиков решен только в отношении железнодорожно-водных прямых смешанных перевозок. Ответственность за несохранность груза до его передачи с одного вида транспорта на другой несет передающая сторона, а после – принимающая. Перед грузополучателем отвечает перевозчик, выдающий грузы (ст. 79 УЖТ РФ, ст. 114 КВВТ РФ). Если выяснится, по чьей вине возникла утрата, недостача или повреждение груза, то возмещать ущерб должна виновная сторона.
По-разному в отношении железнодорожного и водного транспорта урегулирован вопрос об организации, ответственной за нарушение общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении. Согласно ст. 75 УЖТ РФ ответственность несет перевозчик, выдавший груз. В ст. 109 КВВТ РФ, напротив, указано, что ответственность несет сторона, по вине которой допущено нарушение сроков. Это создает неопределенность при решении вопроса о выборе надлежащего ответчика.
При перевозках иными видами транспорта названные вопросы могут решаться по общим нормам Гражданского кодекса РФ либо по аналогии с железнодорожно-водными перевозками (например, при воздушно-автомобильных прямых смешанных перевозках). Организации, возмещающие ущерб, возникший при пассажирских перевозках, не определены.
Любая транспортная организация сможет присоединиться к соглашению об организации прямого смешанного сообщения
Статьей 788 ГК РФ предусмотрено, что транспортные организации могут заключать между собой соглашения об организации прямых смешанных перевозок. В таких соглашениях могут быть урегулированы отношения транспортных организаций при перевозках грузов, порядок осуществления перевозок. Соглашения должны соответствовать закону о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, однако он пока отсутствует.
В случае принятия Проекта право на заключение соглашения может быть реализовано любыми транспортными организациями в полном объеме. Для этого заинтересованная организация должна направить предполагаемым участникам соглашения предложение присоединиться к нему. Соглашение открыто для присоединения любых транспортных организаций. Оно будет считаться заключенным с момента, когда направившая предложение организация получит уведомление о принятии предложения.
Предполагается, что в данном соглашении в обязательном порядке будут указываться, в частности, пункты прямого смешанного сообщения, условия работы пунктов пересадки пассажиров, порядок розыска груза или багажа. Поскольку такие условия названы в Проекте как существенные, если они не будут согласованы, то соглашение будет являться незаключенным (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).
С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте www.consultant.ru в рубрике "Горячие документы".
|