Проект Федерального закона N 354360-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Из числа ритейлеров могут быть исключены мелкорозничные нестационарные торговые сети
Сейчас многие участники торговли признаются торговыми сетями (ритейлерами) на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее – Закон N 381-ФЗ), в соответствии с которым участник должен отвечать всего двум критериям - количественному (включать два и более торговых объекта) и качественному (торговые объекты в сети должны находиться под общим управлением или использоваться под единым средством индивидуализации).
Такое широкое определение круга лиц, признаваемых ритейлерами, позволяет относить к их числу и крупные организации, и предпринимателей-владельцев даже двух нестационарных торговых объектов. Разработчики Законопроекта отмечают необоснованность этого законодательного решения. Установленные Законом N 381-ФЗ запреты и ограничения для торговых сетей распространяются на неоправданно широкий круг субъектов торговой деятельности, не обладающих никакой рыночной властью. Положения Законопроекта направлены на решение данной проблемы. Если он будет одобрен, то ритейлерами будут признаваться лишь те участники торговли, которые отвечают следующим критериям:
- в состав сети должно входить 10 и более торговых объектов;
- объекты должны быть стационарными ;
- площадь каждого торгового объекта не может быть меньше 50 кв. м;
- все объекты сети должны находиться под общим управлением или использоваться под единым средством индивидуализации.
Исходя из этого, к ритейлерам нельзя будет отнести целый ряд участников торговой деятельности: мелкорозничные нестационарные торговые сети; торговые сети, в состав которых входит менее 10 магазинов и др.
Субъекты, исключенные из числа ритейлеров, вправе будут не соблюдать ограничения и запреты, установленные в отношении торговых сетей
Закон N 381-ФЗ содержит ограничения для продовольственных торговых сетей. Указанные ограничения касаются прежде всего отношений с поставщиками товаров. Так, торговым сетям запрещается настаивать на включении в договор определенных условий, осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии. За нарушение требований Закона N 381-ФЗ организации могут быть оштрафованы на сумму до 5 млн руб. (ст. ст. 14.40, 14.42 КоАП РФ).
В Законопроекте не урегулирован вопрос о том, должны ли распространяться ограничения на владельцев объектов, не удовлетворяющих хотя бы одному из критериев, чтобы быть отнесенными к торговой сети. Например, если площадь одного из магазинов менее 50 кв. м либо один из торговых объектов нестационарный. Формально на указанные объекты запреты распространяться не будут, поскольку они не включены в общую торговую сеть. Таким образом, если организация, осуществляющая деятельность через торговую сеть, заключит договор поставки только в магазин, не отвечающий предлагаемым критериям, то соблюдать ограничения Закона N 381-ФЗ будет необязательно.
Иначе должен решаться вопрос, если в соответствии с договором продукция поставляется в несколько торговых объектов, и входящих, и не входящих в торговую сеть. Представляется, что в этом случае соблюдать запреты, установленные в Законе N 381-ФЗ, будет необходимо.
С текстом Законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы .
|