Проект Федерального закона N 371173-6 "О статусе национального бизнеса в Российской Федерации"
См. комментарий:
Отечественному бизнесу могут быть предоставлены новые меры поддержки со стороны государства. Российские компании, чтобы воспользоваться ими, должны будут оформить статус субъекта национального бизнеса. Соответствующий законопроект был внесен в нижнюю палату российского парламента.
В российское законодательство предлагается ввести понятие "субъект, обладающий статусом национального бизнеса в Российской Федерации". Такими субъектами могут стать российские коммерческие организации, осуществляющие деятельность на территории России, которые включены в государственный реестр субъектов национального бизнеса. Для внесения в этот реестр компаниям необходимо будет подать заявление в уполномоченный орган, который пока не определен.
Субъектами национального бизнеса в России будут признаваться только организации, не подконтрольные иностранным юридическим и физическим лицам. Одна из таких форм контроля прямо определена в законопроекте. Не может считаться субъектом национального бизнеса юрлицо, если доля иностранных юридических или физических лиц в уставном капитале субъекта национального бизнеса превышает 10 процентов. Иные формы иностранного контроля будут определяться по правилам, утвержденным Правительством РФ. В законопроекте указан примерный перечень признаков, которые могут свидетельствовать о таком контроле за российским юрлицом: объем заемных иностранных средств, иностранных кредитов, объем и условия совершения операций вне юрисдикции Российской Федерации.
Субъекты национального бизнеса получат доступ к различным мерам государственной поддержки. В частности, для них будут устанавливаться ограничения тарифов естественных монополий, специальный льготный налоговый режим, ограничения по размеру процентных ставок при кредитовании, а также будут предоставляться государственные субсидии.
Законопроект не раскрывает содержания большинства мер господдержки. Для их реализации необходимо будет принять поправки к целому ряду актов, в частности, к Налоговому кодексу РФ, нормативным актам Банка России. Из всех мер господдержки реальное содержание определено только у одной: ограничения по размеру процентных ставок при кредитовании. Центральный Банк будет рефинансировать кредитные организации для целей кредитования субъектов национального бизнеса по сниженной ставке – не более 25 процентов от общей ставки рефинансирования, размер которой в настоящее время составляет 8,25 процента в год.
Определяются в законопроекте и последствия утраты статуса субъекта национального бизнеса. В этом случае компания исключается из реестра, меры господдержки в отношении нее прекращаются, а федеральные исполнительные органы, предоставившие господдержку, вправе будут заявить в суд требования о возврате средств и имущества, переданных такому лицу в качестве господдержки.
Предоставление юридическому лицу мер поддержки, предусмотренных законопроектом, не исключает возможности получения им иных мер поддержки бизнеса. Например, они установлены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и в Федеральном законе от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=371173-6).
|