Проект Федерального закона N 319967-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
У участников перевозочного процесса (перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев вагонов) может появиться обязанность платить владельцам железнодорожной инфраструктуры за предоставление путей общего пользования. Наиболее крупным владельцем железнодорожной инфраструктуры в Российской Федерации является ОАО "РЖД" .
Платить участники перевозочного процесса будут в двух случаях:
- если пути заняты вагонами, участвующими в перевозках;
- если пути заняты порожними вагонами, которые разгружены, но не предъявлены к перевозке.
Условия оплаты будут зависеть от того, связано ли нахождение вагонов на путях с осуществлением перевозок.
Данные изменения содержит законопроект, который Госдума приняла в первом чтении.
Вынужденное размещение вагонов на путях общего пользования в рамках перевозочного процесса может стать платным
За нахождение вагонов на путях общего пользования владельцы инфраструктуры будут взимать с перевозчиков плату, если такие вагоны при перевозке простаивают по причинам, независящим от владельца инфраструктуры (плата за простой вагонов в перевозочном процессе). В законопроекте предусмотрен ограниченный перечень случаев, когда перевозчик оплачивает занятие железнодорожных путей. Например, это возможно, если вагоны ожидают погрузки, выгрузки, находятся под таможенными процедурами.
Если в таких ситуациях вагоны простаивают на путях общего пользования не по вине перевозчика, а по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей необщего пользования, то указанные лица должны будут компенсировать расходы перевозчика на оплату простоя вагонов, а также все связанные с этим затраты.
В ряде случаев, прямо перечисленных в законопроекте, грузоотправители, грузополучатели и владельцы железнодорожных путей необщего пользования будут освобождены от оплаты простоя вагонов на путях общего пользования. В частности, простой не оплачивается, если вагоны не приняты к перевозке по зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры причинам, установленным в ст. 29 Устава железнодорожного транспорта РФ.
За длительный (более трех дней) простой порожних вагонов в местах общего пользования после их разгрузки плата будет взиматься в пятикратном размере
Помимо платы за простой вагонов на путях общего пользования во время перевозки планируется также взимать плату за простой порожних вагонов на путях или в местах общего пользования уже после разгрузки (плата за простой вагонов вне перевозочного процесса). Данная плата будет взиматься с владельцев вагонов, если вагоны находятся на путях или в местах общего пользования по причинам, зависящим от их владельцев, в том числе являющихся перевозчиками, а не только с перевозчиков, как это предусмотрено действующим законодательством.
Согласно законопроекту вопрос о том, кто является владельцем вагона, будет разрешаться в зависимости от содержания транспортной железнодорожной накладной на перевозку груза. В соответствии с образцами заполнения таких накладных владельцем вагонов может быть перевозчик либо грузоотправитель (Приказ МПС России от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом").
Если владелец грузовых железнодорожных вагонов не является перевозчиком, то он будет обязан либо убрать вагоны с железнодорожных путей общего пользования в течение 24 ч. с момента выгрузки груза, либо повторно предъявить вагоны для перевозки. Владелец вагонов может убрать их с путей общего пользования самостоятельно или поручить это грузополучателю.
Если через 24 ч. порожние вагоны останутся на путях общего пользования, то владелец таких вагонов будет обязан внести владельцу инфраструктуры плату за все время нахождения вагонов на путях вне перевозочного процесса. Основания для освобождения от оплаты простоя вагонов на путях общего пользования вне перевозочного процесса будут такими же, как и для освобождения от оплаты простоя в рамках перевозочного процесса.
Специальная ответственность установлена для случаев, когда вагоны будут занимать не пути общего пользования, а места общего пользования (склады, участки путей, используемые для погрузки). За простой вагонов в местах общего пользования в течение трех и более суток владелец инфраструктуры будет взимать с владельца вагонов плату за их простой вне перевозочного процесса в пятикратном размере за каждые последующие сутки после трех суток с момента выгрузки грузов (контейнеров). Владелец вагонов освобождается от оплаты их простоя в местах общего пользования, только если простой произошел по независящим от него причинам.
Действующая редакция Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее – Устав железнодорожного транспорта) также обязывает перевозчика вносить владельцу инфраструктуры плату за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, если это не связано с процессом перевозки (ст. 53). Однако данная норма не применяется, если на путях общего пользования находятся вагоны лиц, не являющихся перевозчиками (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 05.08.2010 по делу N А55-17340/2009).
Плата за простой вагонов на путях общего пользования должна будет определяться по соглашению участников перевозочного процесса
Размер платы за простой вагонов как в перевозочном процессе, так и вне перевозочного процесса в законопроекте не указан. Он будет устанавливаться соглашениями между участниками перевозочного процесса, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Характер договорных отношений при перевозке определяется в зависимости от того, владеет перевозчик объектами инфраструктуры или нет. Если перевозчик и владелец инфраструктуры являются разными лицами, то для перевозки заключается два договора: договор перевозки между грузоотправителем и перевозчиком и договор об использовании инфраструктуры между перевозчиком и владельцем инфраструктуры. Если перевозчик одновременно является владельцем инфраструктуры, то грузоотправителю достаточно заключить с таким перевозчиком договор перевозки.
Для договоров по перевозке грузов железнодорожным транспортом характерно то, что многие их положения урегулированы в нормативных актах, которые подлежат обязательному применению всеми участниками перевозочного процесса. Договоры должны соответствовать Уставу ( железнодорожного транспорта, а также правилам перевозки грузов железнодорожным транспортом, которые утверждает Минтранс России. Перевозки железнодорожным транспортом оплачиваются по установленным тарифам, поэтому перевозчики и владельцы транспортной инфраструктуры не могут ввести дополнительную плату за простой вагонов, если это прямо не предусмотрено законодательством.
В законопроекте не определено обязанности изменять содержание ранее заключенных договоров, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом. В связи с этим пока не решенным остается вопрос, как должна будет рассчитываться плата за занятие путей общего пользования до внесения изменений в договоры.
В ст. 422 ГК РФ указано, что договор должен соответствовать законодательству, действующему на момент заключения. Если меняется законодательство, то сохраняют силу условия ранее заключенного договора. Однако в рассматриваемом случае вводится новое дополнительное условие. Для новых договоров оно будет обязательным, для уже заключенных – нет.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=319967-6&02).
|