1. ВС РФ будет сформирован по новым правилам
Верховный Суд РФ будет находиться в Санкт-Петербурге. Момент переезда будет установлен Президентом РФ по согласованию с ВС РФ.
В состав Верховного Суда РФ войдут 170 судей, отобранных по новым правилам. Для этого будет создана Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов. Порядок отбора установлен Федеральным законом от 05.02.2014 N 16-ФЗ. Судьи будут выбираться на конкурсной основе: они должны будут сдать специальный квалификационный экзамен, результаты которого оценит указанная комиссия. До начала работы вновь сформированного суда судьи высших судов, назначенные ранее, продолжат осуществлять свои полномочия.
Определены новая компетенция Пленума и Президиума ВС РФ, полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей.
2. Планируется изменить структуру ВС РФ
Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ будет создана Судебная коллегия по делам военнослужащих. Соответствующие изменения будут внесены в ряд законодательных актов. Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое сейчас является самостоятельным судебным органом, будет создана Дисциплинарная коллегия ВС РФ. Ее состав будет избираться из числа судей (за исключением Председателя коллегии – заместителя Председателя Верховного Суда РФ) Пленумом ВС РФ. Сейчас в состав Дисциплинарного судебного присутствия входят судьи ВАС РФ и ВС РФ.
Изменится компетенция не только Верховного Суда РФ, но и Судебного департамента при ВС РФ. Он будет заниматься финансированием и хозяйственным обеспечением деятельности арбитражных судов.
3. ВС РФпередаются полномочия
по разрешению экономических споров
По окончании переходного периода ВС РФ станет единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. Положения о подсудности дел Верховному Суду РФ планируется исключить из ст. 27 ГПК РФ. Вместо них предлагается привести ссылку на Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде РФ", содержащий соответствующие нормы.
Из Конституции РФ исключено упоминание о Высшем Арбитражном Суде РФ. Аналогичные изменения планируется внести в другие нормативные правовые акты. Также из Конституции РФ исключено упоминание об арбитражных судах. Кроме того, в ст. 71 Конституции РФ вместо гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства теперь идет речь только о процессуальном законодательстве.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных ВАС РФ, будет осуществлять Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, состоящая из 30 судей. Для передачи Верховному Суду РФ полномочий упраздняемого ВАС РФ предусмотрен шестимесячный переходный период. Вопрос о том, как будет работать ВАС РФ в это время, пока не решен.
4. Проблемы соотношения практики
ВАС РФ и ВС РФ после реформы
Разработчики реформы стремились обеспечить единство подходов судов как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Однако пока неясно, каким образом это будет реализовано, поскольку подходы арбитражных судов и судов общей юрисдикции нередко различаются.
Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Порядок применения арбитражными судами его разъяснений неочевиден. Согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ арбитражные суды могут в решениях ссылаться на практику ВАС РФ. О значении практики Верховного Суда РФ в Арбитражном процессуальном кодексе РФ не упоминается. Но в некоторых случаях арбитражные суды учитывают разъяснения Верховного Суда РФ. Практика арбитражных судов формировалась, в частности, с учетом:
а) позиций Пленума ВС РФ по вопросам защиты прав потребителей:
- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.05.2013 N А19-17606/2012;
- Постановление ФАС Московского округа от 27.03.2013 N А40-106868/12-35-1011;
- Постановление ФАС Уральского округа от 29.07.2013 N А60-39156/2012;
б) позиций Президиума ВС РФ, изложенных в ежеквартальных обзорах ВС РФ:
- Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 11277/12;
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.01.2013 N А56-25599/2012;
в) позиций ВС РФ, отраженных в его определениях:
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 N А40-82956/12-129-538;
- Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2012 N А40-50099/12-25-230;
- Постановление ФАС Московского округа от 30.03.2009 N А41-13503/08.
Практика ВАС РФ отличается от практики ВС РФ не только в материально-правовом, но и в процессуальном отношении. Постановления ВАС РФ, как правило, содержат оговорку о том, что судебный акт имеет практикообразующее значение. В этой оговорке разъясняется, могут ли быть пересмотрены на основе приведенных правовых позиций ранее принятые судебные акты по делам со сходными фактическими обстоятельствами и (или) судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ.
В настоящее время Верховный Суд РФ подобные оговорки в акты не включает, несмотря на то что эти документы имеют сходное правовое значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).
|